ruenfrdeit

История шамана

В зависимости от духа, который вселялся в шамана, тот мог говорить на разных языках, одеваться по- разному и носить имена, причисляющие шамана к «речным», «морским», «лесным» и «небесным» существам. В каждом поселении Хайда, Тлингитов или Тсимшиан, были свои шаманы. Представляли они из себя странное зрелище. Как правило, шаманы никогда не стригли, не мыли и не расчесывали волосы. Нос шамана был проколот длинной костью. На плечи — накинуто одеяло, на голове могло быть нечто вроде короны из когтей и клыков. Обязательными атрибутами были погремушки, полые кости (через которые высасывались и выдувались болезни), барабаны и дубинки.

Шаманы истощали себя голодом, питьем морской воды, многочасовым распариванием в примитивных банях. При излечении больных не применялись никакие травы, мази или процедуры. Весь процесс лечения заключался в песнях и заклинаниях под грохот барабанов и погремушек. Весьма интересным был способ оплаты за услуги шамана. Стоимость визита зависела от славы лекаря, серьезности болезни и степени отчаяния родственников. Платить надо было вперед (например, десять одеял). Если же пациент так и оставался больным или умирал, то шаман возвращал плату, и у родственников не было никаких претензий. Однако, шаман не мог отказаться от визита к больному, так как родственники могли подумать, что врач-то и был причиной болезни и, ни много ни мало, убить лекаря. Такая система делала медицинское обслуживание очень эффективным – платить врачам надо было только за успешное излечение. Поэтому в сложных случаях каждый мог позволить себе пригласить консилиум специалистов. (Было бы неплохо, кстати, ввести что-либо подобное и в нашу систему здравоохранения). А вот эту историю рассказал один из шаманов племени Гитксан в 1920 году.

* * *

Я стал шаманом-лекарем много лет тому назад, когда мне исполнилось тридцать лет. Однажды я пошел в лес набрать дров для костра. Вечерело, и в лесу стало темнеть. Когда я уже собирался домой, сильный шум раздался в ветвях деревьев и надо мной пролетела громадная сова. Сова бросилась на меня и схватила когтями за лицо, пытаясь оторвать меня от земли. Я потерял сознание, а когда очнулся, то оказалось, что я лежу в снегу, высоко на склоне горы. Голова моя была покрыта льдом, а изо рта текла кровь. Я с трудом поднялся и заковылял домой. Деревья вокруг меня тряслись и наклонялись, а упавшие ветки ползли за мной, словно змеи. В конце концов, я добрался домой – и что было после этого, я с трудом могу припомнить. Помню только, что два шамана из соседних поселений пытались привести меня в чувство. Спустя несколько дней, когда мои силы восстановились, шаманы сказали мне, что пришло мое время стать одним из них. Но я не воспринял это серьезно, так как меня вполне устраивала моя жизнь охотника. Когда я в следующий раз отправился в лес, я опять увидел сову, сидящую на ветвях дерева. Тут же я услышал странные звуки, которые из совиного клюва попадали прямо в мою голову. Мое сердце стало биться очень быстро, я стал дрожать, и моя кровь, казалось, разогрелась, как кипяток. Слова песни на незнакомом языке стали сами вырываться из моего рта. Много странных вещей пронеслось перед моими глазами. Я видел необычных рыб и зверей, и огромную птицу Мескивадер, которая звала меня с собой. Когда я пришел домой, видения не отпускали меня, но никто в деревне не мог ни слышать, ни видеть духов, кроме меня. Я не понимал многое из тех песен, которые сами слагались внутри меня, но я старался запомнить их, повторяя их опять и опять. Я был очень слаб, не мог ходить на охоту и проводил все время в доме моих родителей, которые кормили меня и ухаживали за мной. Примерно через год около моей постели собрались шаманы из всех окрестных мест. Они расказали мне, что теперь я должен использовать те силы, которые снизошли на меня, и лечить людей своего племени. Известно, что все болезни приносят духи или предметы, заколдованные духами, или злые заклинания. Вылечить человека можно, если извлечь из него причину болезни, которая находится у него внутри. Заглянуть внутрь человека невозможно, но шаман может использовать волшебные талисманы, которые вытянут болезнь из тела. Старые шаманы обучили меня, как добыть талисманы. Это можно сделать во сне. Через некоторое время у меня были такие невидимые талисманы: «хорек», «лодка», «медвежий капкан», «луна». Моим первым пациентом была жена вождя, чье полное имя было Нискьяв-ромралаустелгьенс, что значило «Маленькая коробка, в которую собирают ягоды». Она была больна уже давно и никто не мог ее вылечить. Я пришел в ее дом и первым делом попросил развести огонь. Сам я сел и задремал в тепле. Тут же я увидел сон – много людей, сидящих в огромной лодке, а лодка была не простая, а живая, похожая на огромную выдру. Я спросил старых шаманов, что я должен делать, и они сказали, что я должен попытаться вытянуть лодку из женщины, так как это и есть ее болезнь. Я велел родственникам разделить костер на две части и стал ходить взад-вперед по проходу между огнями, пока другие шаманы пели и били в барабаны. Затем я положил руку на живот женщины и попытался продвинуть болезнь повыше. В конце концов, я сдвинул болезнь к груди, под кожу, исхитрился ухватить ее и вытащил наружу. Через два дня жена вождя встала с постели. Она была излечена.

Прочитав историю шамана, мы можем снисходительно улыбнуться. Но, если вдуматься, чем же его лечение отличается от методов многочисленных целителей, к которым многие обращаются и в наше время? Если мы верим чудотворцам двадцать первого века, то, может быть, и индейский шаман у дымного костра может принести немалую пользу, особенно в наших лесах и горах, где тысячелетняя связь местных племен с духами птиц и зверей должна быть посильнее, чем другие религии, которые пришли в эти края каких-то сто пятьдесят лет назад…

Алексей Сурков

В статье использовались материалы сборника “Medicine-Men of North Pacific Cost. By Marius Barbeau, National Museum of Canada, Bulletine # 152, 1958”

На иллюстрациях:

Шаман племени Нисга лечит больного
Шаманы из поселения Массетт

 

© 2024 Туризм на Алтае. Все права защищены