ruenfrdeit

Быть шаманом

Древняя тувинская мудрость гласит: «Шаман видит и слышит то, чего простой человек не может не видеть, ни слышать. Того, кто подражает шаману, убьет шаманский ээрен-идол и опустошит его аал». (Кенин-Лопсан «Традиционная культура тувинцев»). Этими словами народ чертит четкую границу между простыми людьми и их способностями, а также способностями шаманов. Но современная жизнь такова, что люди, крайне опустошенные морально и физически нездоровым образом жизни в городах, стараются найти для себя приемлемые формы выживания. В связи с этим очень усиленно обращаясь к шаманизму. Но, к сожалению, делают это очень в городском стиле, в духе захватническом. Говоря языком индейцев «глупые белые люди» читают книги, посещают психологические тренинги других «белых людей» и сами назначают себя шаманами. После этого собирают группы и выезжают на места силы, а иногда даже в черте города проводят псевдо шаманские тренинги. С точки зрения современных реально действующих шаманов, проводников традиции, такие специалисты именно «подражают шаманам», не являясь ими, а следовательно навлекают на себя и на своих клиентов большие проблемы.

Разные культуры описывают приход в шаманизм по-разному. Некоторые признают только родовой шаманизм, другие верят, что духи сами выбирают человека, которого хотят поставить себе на службу, с которым хотят общаться. Но отличия древнего шаманизма от современных попыток его освоить, прежде всего, рождаются от отсутствия в народе культуры и традиции общения с духами. Именно это основная причина, и она важнее, чем техногенность и иное мировоззрение.

В России потеряна культура общения с духами, а вместе с тем, люди разучились отличать тех, кого действительно слышат духи, и кто таким образом может помочь, от тех, кто подражает шаману. Сейчас шаманизм, как обертка, красиво украшает обычную психологическую практику. Обесцениваются и традиции и цели шаманской работы. Исключения составляют только те республики, где шаманизм официально признан традиционной национальной религией.

Основатели процессуальной терапии опирались на шаманизм американских индейцев. Однако, для практики шаманского образа жизни, для общения с духами, важно полное и доскональное следование традиции. Тот, кто идет за восприятием, лишенным наукообразности, системы, может стать шаманом. Тот, кто идет за любой концепцией, как это делают ученые, кто ищет научных доказательств тому, что происходит в процессе общения с духами, встает на очень опасный путь. И если за ним идут другие люди, то ставит их также под угрозу.

Чтобы немного приоткрыть все отличия телесно-эмоционального устройства шамана от обычного человека, практика и исследователя традиций, но не проводящего эту традицию, поговорим об этом подробно.

1. Шаман никогда не пытается объяснить происходящее в ритуалах. Он просто следует с полностью открытым сердцем и доверием. Для того чтобы в это открытое сердце и открытое тело не попадала негативная энергия, шаман защищается зеркалом и шаманским костюмом.

При обычном образе жизни ходить в присутственных местах во всем шаманском одеянии очень трудно и странно. Поэтому тот, кто подражает, не носит на себе всех этих «странных штук». Это является признаком, что он не защищается, что он не открыт миру. Настоящий шаман защищает телесные границы. Он не выставляет свои фотографии, не выставляет фотографии своих предметов силы. (Там очень много правил и традиций, о которых тут невозможно говорить, но они известны).

2. Костюм настоящего шамана пугает и производит очень сильное впечатление. Как и настоящий живой бубен. Если костюмы, бубны и другие «шаманские» предметы пустые, красивые и «выскобленные», и в них не живет дух, то они не имеют никакой ценности и духи могут наказать такого человека. Разумеется, процессуальная психология не учит, как создавать костюм и как правильно оживлять бубен. Таким образом, практикующий эти техники на местах силы без традиционного уважения к костюмам и атрибутам шаманов, очень рискует здоровьем, либо просто претворяется. В первом случае у него обязательно наступают последствия в виде болезней, во втором- его действительно настигает месть шаманских духов.

Кроме того, чем больше такой человек рассказывает о себе, тем опаснее это для него. Разумеется, существуют исключения, то есть такого «неошамана» может защищать и другая сила, но если эта сила защищает того, кто скрывает от других свои истинные планы, можно примерно представить уровень.

Конечно, бывают моменты временных ошибок, когда новоиспеченный шаман (не соответствующий этому статусу) все-таки получает шанс обучиться всему этому и исправить недочеты, живя в лесу жизнью отшельника. Такого шамана духи как правило вылечивают от этого «ученого псевдо нео-шаманизма», и он обычно испытывает большое облегчение и раскаянье. Особенно перед настоящими шаманами, которые изначально смотрят на таких настороженно.

3. Шаман сам создает себе духов-помощников. Чтобы общаться с духами и иметь с ними согласие и мир, шаману нужно много времени и сил тратить на общение с ними. Чтобы его ошибки и слабости были прикрыты, чтобы духи мест большой силы не разозлились и не начали сводить его с ума видениями и негативными событиями, ему обязательно нужен дух-помощник. Во всех культурах существуют такие духи, хотя называются по разному и считается, что шаман, союзники помощники которого обладают большой силой, также будет иметь большую силу. Секреты создания духов-помощников не раскрываются бесцельно.

Психотерапевты считают, что любому человеку полезно научиться создавать своих духов-помощников. Но опять же это не так. Ни в одной культуре человек не оживлял духов помощников и не создавал их без особых ритуалов. Которые требовали а) Долгого пребывания на местах силы (от 3 до 14 дней), б) готовности работать и общаться с ними пока ты жив (а это очень повышенные обязательства, сравнимые со служением шамана). в) участие в процессе настоящего сильного шамана. Все, кто приглашают других создавать таких помощников в городских или пригородных условиях, за одну ночь, между делом, для каких-то улучшений в жизни, с точки зрения реального шамана просто лгут. На самом деле, создание духов-помощников, как и любое обращение к духам, потребует самоотверженности. И вообще выхода в другую реальность, слом мировоззрения. Об этом никто из психологов- «шаманов» не предупреждает.

4. Бубен шамана- это его душа. Вы хотели бы подержать в руках свою или чужую душу, если бы это было возможно? Нет? Как-то пугает… А почему? Потому что если это- реальная душа, то человек от неправильного обращения с ней может умереть. Так ведь? Тренинги по созданию шаманского бубна- это практики создания души. И если они проводятся для тех, чья душа сильна, то с человеком будет проходить полное перерождение. Если создание духа-помощника может сделать вас бытовым шаманом, то создание костюма или бубна, сделает вас настоящим шаманом, но только если… у вас есть душа!

Дело в том, что души человека (по шаманским сведеньям их несколько и они обитают в разных местах) могут вести себя по разному: могут покинуть человека, могут потеряться, их могут даже выкрасть. Если та или иная душа человека потерялась, то создание бубна никогда не превратит его в шамана, собственно как и не поможет ему решить проблемы. Человек так и останется безжизненным био-роботом. Впустить силы в бубен, поселить туда душу, возможно только если эта душа у человека реально жива. Тогда любой бубен будет петь так, что духи придут общаться, придут помогать. Если же душа ослаблена, если она потерялась, то бубен ни в коем случае не следует создавать. Как приглашать на такие тренинги всех желающих на равных условиях- Бог знает?! Я знаю только одно, наши предки бы этого никогда не одобрили. И это при том, что были они мудрее и сильнее нас.

Создавать бубен- это значит создавать вас, как шамана, знайте это. Если души нет, то вы не пострадаете, так как духи вас просто не увидят. А если душа есть, то вам придется стать шаманом и начать общаться с духами без посредников.

5. Шаман не является священником или ламой, часто он имеет обычную этику, но обладает большими возможностями. Те люди, которые чувствуют особый духовный дар, идут в монастыри и обретают духовные саны. Шаман не священник, он общается с людьми на равных, он имеет семью и часто кормит себя сам (причем не шаманизмом, а чем-то другим).

У шамана много обязательств и желаний, он не святой. Он может хитрить, обманывать систему, носить множество масок. Кстати, самая излюбленная маска- это глупость. Шаман имеет выбор руководствоваться общими принципами или только притворяться. Чаще всего он притворяется. Сами принципы, как и идеи его не сильно интересуют. Общество для него партнер, с которым можно не договориться, а можно договориться. Но общество не может судить его, он во многом избегает обычных законов, обходит их. Разумеется, не вопиющим образом, а в меру, так, чтобы это никому не бросалось в глаза. Именно это и есть шаманская хитрость. То есть шаман очень сильно отличается от проповедника или судьи.

Часто я вижу, как хорошие и добрые душой люди, психологи, которым не хватает одной психологии, и хорошо бы послужить богам или Богу, идут и примыкают к этому «неошаманизму». В них не хватает азарта и хитрости, чтобы быть шаманами. Они недостаточно гибкие чтобы идти этим путем, даже простого чувства юмора нет. И начинают заниматься шаманизмом они не как призванием, а как отдушиной. Для таких людей гораздо более предпочтителен путь искусства или духовных практик, шаманизм слишком экстремален для них. Поэтому и получается такое «зависание»: это и не шаман, и не психолог, и не духовно-практикующий. Но поскольку надо сводить концы с концами человек собирает такие вот нео-шаманские семинары.

Реальный шаман хитрый и опасный, он неуправляем, обращаться к нему, это всегда рискованно. Когда ему нужно, он бросает все обязательства и уходит от всех коммуникаций, он может «развернуться и уйти под радар», как поется у Гребенщикова. Он здоров от зависимостей, и если он не является проводником каких-то духовных традиций (а в Тыве очень часто шаманы используют буддизм и буддисты шаманизм), если он не зависит от общества, то он может изменить условия договора, подвести вас только потому, что ситуация поменялась, и духи сказали ему так сделать. С вами он потенциально готов поссориться, а с ними- нет.

Среди шаманов бытует фраза, что психологи из больших городов часто обращаются к ним за помощью, а вот шаманы к психологам - никогда.

6. Шаман поклоняется только Матери Земле и Отцу Небу. Если у него отнять такую возможность, он очень страдает. Другое дело, что отнять ее практически нельзя. Поклоняться- это значит выражать уважение. Все остальное кроме природы для него не столь важно. Если он вынужден поклоняться государству, людям, как источнику дохода, искусству, семейным обязательствам и чему-либо другому, он начинает болеть и мучаться. Поэтому современные демократичные взгляды напроч противоречат реальному шаманизму. Шаман открыт для потребностей других людей, он не возвышается ни над кем, но кланяется, выражает полное уважение только перед Землей и Небом.

Шаман не демократичен. Можно конечно все притянуть ко всему, и обозвать шамана «глубинно демократичным». Но его сила в том, что он не ищет баланса. Баланс находит его сам, духи дают ему баланс, здоровье физическое, ментальное и силу. Шаман не уважает общество выше Матери Земли и Отца Неба, поэтому общество на него влияет гораздо меньше. Его любят только отдельные люди, которым он помог, общество в-целом иногда боится и недолюбливает его, ведь оно не имеет над шаманом большой власти. Таким образом, шаман очень отчаянное существо, которое частично преодолело саму природу человека, преклоняться перед авторитетом и чтить цивилизацию. По этой же причине женщине быть настоящей шаманкой сложнее, чем мужчине. Настоящая женщина-шаманка, как правило, принадлежит сильному роду и в случае чего, они знают, что другие представители рода вступятся за них.

7. Настоящих сильных шаманов мало, потому что они не рекламируют себя и очень уязвимы. В современном обществе очень трудно быть шаманом и не уходить полностью в отшельничество. Это связано с тем, что жизнь рядом с населенными пунктами требует финансовых обязательств, а нести обязательства, когда духи решают за тебя, довольно трудно. Тут нет возможности провести границу и отделиться от духов. Отказать им шаман тоже не может. Рекламировать себя для шамана значит навлекать на себя раздражение духов. Слова «вы осознаете, вы увидите, вы откроете», которые в качестве обещаний нео-шаман пишет в анонсе, для духов-помощников реального шамана- как красная тряпка для быка. Обещания, которые дает шаман, потом должны будут выполнять духи, а они изначально протестуют против такой штуки как реклама, духи относится к рекламе как к вранью и глупости, так уж они утроены.

И я уже ничего не говорю о самом понятии «проведение группового занятия». Это сильно отличается от традиционных обрядов, когда весь народ знает «такого-то числа традиционный шаманский праздник, можно приехать на место силы и попасть на настоящий обряд». В проведении группового занятия шаман берет на себя такие вопросы как безопасность участников, он обещает им, что духи примут их и что человек получит то, что просит. Прежде чем записать человека на такой семинар (который может быть только очень малочисленным и дорогим), шаман должен много работать и с духами и с самим людьми, которые собираются приехать. Вариант, что кто-то позвонил по рекламе и уже через неделю оказался на местах силы, практически невозможен. Подключать к традиции группу в 15-30 человек можно только ради заработка, об истинном расположении шамана и сердечной открытости тут даже речи нет.

Работа шамана эксклюзивна, поскольку каждый человек отличается. Шаман не пользуется схемой. С каждой новой задачей все начинается с абсолютного нуля. Создавать шаманский авторитет очень долго, а потерять очень легко, поэтому никогда настоящий шаман не берется за проигрышные дела и проигрышные запросы, а в особенности, когда клиент не понимает значимости его работы. 

Стоимость услуг шамана, как правило, составляет одну или несколько месячных зарплат человека. Иногда шаман может работать без денег, существуют ежегодные благотворительные мистерии и ритуалы. Иногда шаман может иметь собственные цели экспедиций и брать с собой 3-4 человека за компанию за символическую плату. Все остальные варианты форматов говорят о том, что это ненастоящий и несерьезный подход. Шаман- это сталкер, его работа опасна для него и для обратившегося и приходят к нему только те, кто по-настоящему отчаялись, кто стоит на грани неизлечимой депрессии, безумия, полного обнищания, неизлечимой болезни.

Шаман и его духи могут вывести вас из пучины горя, но цена за его работу будет полное изменение вашего мировоззрения. И если после выздоровления вы вернетесь в прежнюю жизнь здоровым и богатым, то шаман останется там, на грани. Для духов, для себя и для других. Странный, неизвестный и свободный.

Итак, я описала только несколько пунктов того, как отличается работа, психо-физиология и образ жизни шамана от психолога-исследователя шаманизма. Надеюсь, эта статья будет вам полезной, буду очень рада вашим отзывам.

© 2019 Туризм на Алтае. Все права защищены